Средней длины гайд, как разобраться в механике работы атакующих умений в Орне
В Орне мощь вашего геройца определяется его характеристиками (статами), которые вы повышаете за счёт прямой прокачки уровня, экипировки, класса, специализации и применения баффов непосредственно в бою. Также отдельного внимания заслуживает питомец и [гайд, которого пока нет], однако в данном опусе мы сосредоточимся на пяти базовых характеристиках, которые являются основой механики любого боя, с уклоном в бой с оружием («бонк»). Про бой заклинаниями («каст», «вжух») читайте в [гайде, которого пока нет].
Так выглядит список ваших характеристик в меню Статус. Обратите внимание на порядок расположения: Атака (Attack), Защита (Defense), Ловкость (Dexterity), Магия (Magic), Сопротивление (Resistance) >>> Параметр урона, Параметр снижения этого урона, Параметр попадания/уклонения, Параметр урона, Параметр снижения этого урона.
Параметры урона
Для большинства классов в качестве Параметра урона предпочитается либо Атака, либо Магия (ваша основная атакующая характеристика на оружии, украшениях и т.п., от которой ведётся расчёт урона умения). Есть исключения в виде гибридных классов (Бахамут, Беовульф), где разные Параметры урона влияют друг на друга (это указано в описании самой пассивной способности «Гибрид»).
Для большинства умений в качестве Параметра урона выбирается либо Атака, либо Магия (это показано иконкой меча или посоха в списке умений геройца). Есть исключения в виде гибридных умений (Игра природы, Удар зверя), где для вычисления урона от умения используются обе характеристики (это указано в описании самого умения). Также отдельно стоит линейка Магических [ударов/оружия], где есть иконка посоха (т.е. мощь рассчитывается от Параметра урона Магия: «Damage is based on one’s magic stat rather than attack» — «Сила урона определяется магией, а не атакой»), но описание гласит: «Attack with a/Swiftly attack thrice» — «Призывает [оружие], сотканн[ое] из чистой магии/Тройная атака».
Для большинства оружий в качестве основной характеристики Параметра урона типично наличие либо Атаки, либо Магии. Однако есть целый раздел гибридных оружий — [музыкальные] инструменты (пример таких оружий и специализаций под них), где атака и магия представлены обычно в равной доле (примерно, как если бы одиночная боевая характеристика была условно поделена надвое). Также есть нетипичные оружия (вроде лука с основной характеристикой магией, дуга Тора), и оружия, где вторая характеристика представлена невысоким числом (меч Итры).
Из всего вышесказанного можно сделать логичный вывод, что максимальной мощи ваш героец достигнет, если соединит все три фактора (класс и прибавки к статам класса, умения и оружие) в одном ключе: Атака, Магия или полный гибрид. Если один из факторов будет отличаться, то это ослабит вашего бойца. Герою с атаками (различные Удары) не подойдёт лук с магией, а гибридному классу разумнее сосредоточиться на гибридных умениях и инструментах. Не все специализации помогают развить именно боевые характеристики, поэтому говорить о них нужно отдельно.
Тем не менее, как вы уже могли заметить, в Орне свободный выбор умений: если вы купили класс или само умение у Арканиста, то выученное умение остаётся в вашем арсенале, независимо от того, каким классом вы играете фактически (внимание: умения от специализаций работают только вместе с самой специализацией!). Также имеются Встроенные умения на самой экипировке (оффхенд или второе оружие), которые, совершенно очевидно, доступны герою, только если этот предмет экипирован и данная раскладка экипировки активирована для конкретного боя.
В меню геройца умения находятся либо в разделе «Умения» (если вы боец), либо в разделе «Заклинания» (если вы маг), но это чистая условность для большого кругового меню, поскольку внутри данный раздел поделён у всех идентично. Подробнее об этом читайте в гайде по всем типам урона.
Грубо говоря, вы можете использовать умения с иконкой посоха (боевые заклинания) будучи классом воина/вора, вопрос будет только в том, насколько высока ваша характеристика Магии, которая отвечает за мощь данного умения. Аналогично и для магов: они могут использовать атаки.
!На данный момент кнопка «Атака» в бою производит прямой удар оружием и считается от характеристики Атака, даже если вы маг и у вас в руках посох! (апрель 2021) Если у вас экипировано парное оружие, то будет произведено два удара.
Параметры снижения получаемого урона
Как мы уже рассматривали выше, в списке характеристик под каждым Параметром урона расположен свой Параметр снижения этого урона. Для Атаки противоположностью будет Защита, а для Магии — Сопротивление.
На этом моменте остановимся более подробно и сделаем небольшой историко-лингвистический экскурс.
Для большинства игроков, привыкших к правилам вселенной РПГ-игр, термины «защита» и «сопротивление» знакомы, однако как правило они выглядят следующим образом: «защита» ака «броня» снижает физический урон, а «сопротивление/resistance» обычно имеет указанный тип, например, «сопротивление к огню», а если вы возьмёте игру вроде «Titan Quest» или «Grim Dawn», то увидите там сопротивление к более экзотическим или редким видам, вроде пронзания.
В Орне система принципиально иная, и это нужно понимать сразу, чтобы избежать ошибок в построении билда.
Итак, на данный момент в Орне базовая защита (defense, деф) это снижение урона от атак, которые обычно (но есть редкое исключение) берут свою мощь от параметра Атака и связаны с боевым оружием, которым может быть нанесён прямой урон по кнопке «Атака».
Базовое сопротивление (resistance, res) это снижение урона от боевых заклинаний, которые обычно берут свою мощь от параметра Магия и связаны с небоевыми посохами, которыми обычно по кнопке «Атака» никто не пользуется для реального боя, поскольку урон будет минимальным.
Однако в процессе становления игры происходили сбои терминологии за счёт добавления нового контента, что привело к тому, что в игре есть вот такие вещи:
Как видите, в описание стоит «magic defence», однако сокращение в параметрах уже стандартизированное «Res». Из-за чего такое могло произойти?
Изначально под словом «физический» (physical) подразумевался любой урон оружием (грубо говоря, от физического носителя урона), что отражено в устаревших на данный момент описаниях параметра защиты в оригинале. Физическому урону противопоставлялся урон «магический» (magical), т.е. от заклинаний. Это аналогичным образом отражено в устаревших на данный момент описаниях параметра сопротивления в оригинале. В переводе такие сбои не были повторены, а выправлены на современное описание. Более подробно про физический урон как тип урона читайте в соответствующем гайде.
Итак, повторимся: базовая защита (defense, деф) это снижение урона от атак (иконка меча), базовое сопротивление (resistance, res) это снижение урона от боевых заклинаний (иконка посоха).
На данный момент исключением по умениям является линейка Магических [ударов/оружия] с иконкой посоха, но описанием и механикой атаки (как если бы стояла иконка меча). Остальные (даже гибридные) вписываются в общую логику механики Орны без сбоев.
И всё бы было хорошо, если бы не вот такое вроде Призматической стены, где появляются «защиты от [стихии]». В оригинале в описании таких баффов стоит «protection», однако сама иконка баффа покажет «[Element] Def». К сожалению, в русском языке гораздо сложнее найти аналогичные синонимы, поэтому приходится использовать слово «защита» с различными добавлениями. По факту, в Орне поменялись местами понятия «защита/броня» и «сопротивление» (если сравнивать с тем же Диабло 3): поскольку защиты могут быть от различных стихий/магий, а сопротивление снижает только урон от боевых заклинаний.
Как это выглядит на практике:
Умение «Ледяная стрела» имеет параметр урона (атака) и тип урона (лёд/вода). Чтобы максимально эффективно срезать урон от неё (вне фракции), вам нужно будет повысить свою базовую защиту (экипировкой на защ/деф и дополнительно баффами) и добавить защиту от воды (например, поясом стужи с плашкой «вода» или баффом на такую защиту от стихии).
Умение «Мороз» имеет параметр урона (магия) и тип урона (лёд/вода). Чтобы максимально эффективно срезать урон от неё (вне фракции), вам нужно будет повысить своё базовое сопротивление (экипировкой на сопр/рез и дополнительно баффами) и добавить защиту от воды (например, поясом стужи с плашкой «вода» или баффом на такую защиту от стихии).
Как видно из примеров выше, для максимально эффективного снижения урона от большинства умений будет требоваться сочетание защиты/сопротивления и защиты от стихии/магии. На практике это достигается путём подбора различных вещей для конкретных целей: если вы знаете, что данный рейдбосс будет бить стихийными умениями, то подберёте бафф или броню/ювелирку на защиту от данной стихии и при необходимости повысите либо свою базовую защиту (если большинство умений это атаки), либо базовое сопротивление (если большинство умений это заклинания). Для арены обычно стараются иметь максимальные защиту и сопротивление (поскольку соперники могут использовать самые различные сочетания умений), однако это тоже нельзя считать универсальным решением, поскольку существуют, например, Сорвиголовы (специализация), для которых важно иметь минимальный параметр защиты в экипировке.
Баффы и дебаффы на характеристики
Помимо постоянных характеристик геройца в бою необходимо учитывать также факторы повышения и понижения оных, именуемые «баффами» (от английского игрового термина buff/усиление) и «дебаффами» (debuff/ослабление). Данные факторы работают только в бою, их нужно активировать (тратить ход), однако некоторые из них встроены в боевые умения, либо же они могут быть использованы вашим питомцем.
Источником баффа/дебаффа может стать умение, срабатывание шанса с оружия, банка (предмет-расходник). Бафф/дебафф может быть постоянным (на весь бой и всё подземелье, но не на всю серию боёв Колизея) или временным (продолжительность действия в ходах рандомна, но обычно 1-2 хода).
На данный момент в Орне существуют примерно следующие баффы и дебаффы на характеристики:
atk↑ | +25% more damage (skills) | atk↑↑ | +50% more damage (skills) | ||
mag↑ | +25% more damage (spells) | mag↑↑ | +50% more damage (spells) | ||
def↑ | +25% more defense | def↑↑ | +50% more defense (base stat) | ||
res↑ | +25% more resistance | res↑↑ | +50% more resistance (base stat) | ||
all↑ | +25% of all above and dex | all↑↑ | +50% of all above and dex | ||
dmg↑ | +50% more damage (skills and spells) | ||||
t.smth↑ | ↑ +25% ↑↑ +50% ↑↑↑ +100% | stacks with perm | |||
crit↑ | + 25% crit chance (attack button) | dex↑ | +25% dex (most likely) | ||
atk↓ | -20% damage (skills) | atk↓↓ | -80% damage (skills) | ||
mag↓ | -20% damage (spells) | mag↓↓ | -80% damage (spells) | ||
def↓ | -20% defense (base stat) | def↓↓ | -80% defense (base stat) | ||
res↓ | -20% resistance (base stat) | res↓↓ | -80% resistance (base stat) | ||
t.smth↓ | ↓ -20% ↓↓ -80% ↓↓↓ -100% | stacks with perm | |||
Как вы можете заметить, три стрелки доступны только для временных баффов/дебаффов, а часть вообще доступна только на одну стрелку.
Что важно помнить по механике: баффы и дебаффы можно брать из различных источников, но они должны различаться по силе, т.е. нельзя два раза накинуть бафф на одну стрелку вверх и умением, и банкой (один из таких ходов просто пропадёт впустую), но можно накинуть бафф на атк↑ банкой, а бафф на атк↑↑ умением. Временные и постоянные баффы/дебаффы могут существовать одновременно. При желании и определённом труде можно получить на себе или противнике почти всю таблицу баффов/дебаффов на характеристики (для определённой специализации запросто можно получить «пирамидку» временных дебаффов на защиту от одной до трёх стрелок вниз).
Учитывая механику складывания баффов/дебаффов, мы можем составлять билды, получая максимальное число баффов на себе и дебаффов на противнике, используя сочетание различных источников: умения, банки (предметы), шанс срабатывания с экипировки, шанс срабатывания умения пета. Необходимо помнить, что на арене и в режиме высокой сложности для подземелий предметы недоступны, поэтому их нужно будет заменять умениями (своими или питомца). В этом вам поможет замечательная таблица (пополняемая) от русского сообщества, в которой путём сортировки различных столбцов вы сможете выбрать для себя подходящий по вашему рангу источник или источники баффа/дебаффа и таким образом составить свой билд с максимально эффективным набором требуемых элементов.